Вибрация и тремолирование голоса. Осиплость голоса: возможные причины и лечение у взрослых Почему при пении дрожит голос

В этом выпуске хочу порекомендовать Вам фильм «Король Говорит»! Я считаю, этот фильм обязателен к просмотру для всех, кто хочет развивать свой голос. А особенно остро этот фильм необходим тем, кто испытывает проблемы с голосом (заикание, усталость, тихо невнятно звучит, ломается).

В фильме показан уникальный специалист по голосу – Лайонел Лог, методика которого во многом схожа с методикой Школы Природного Голоса. И самое интересное, что этот фильм основан на реальных событиях!

Герцог много раз пытался заниматься постановкой голоса у дипломированных специалистов, но все безрезультатно. Пока не встретил уникального человека – Лайонелла Лога, с принципиально другим подходом к развитию голоса!

В чем заключалось основное отличие подход Лайонела Лога к работе над голосом от всех остальных, дипломированных специалистов?

Почему подход Лайонела давал быстрые результаты, а долгие годы занятий Герцога у дипломированных специалистов были потрачены впустую?

Потому что Лайонел знал основную причину голосовых проблем. И он работал именно над устранением этой причины, а не занимался «накачкой», «постановкой» или «тренировкой» голоса. 🙂

Главная причина – это СТРАХ! Страх Выразить Себя (Своё Я) или совершить ошибку.

У кого этого страха меньше – тот становится более успешным во взрослой жизни, и обладает более свободным и полнозвучным голосом. У кого страха больше – тот менее успешен, и имеет более сдавленный и зажатый голос.

Чтобы избавиться от этого страха – следует выражать себя через звук. Выражать себя через свой голос.

Как только Вы избавитесь от этого страха – у Вас сразу пойдут в гору дела, где требуется самовыражение! А именно – бизнес, переговоры, карьерный рост, взаимоотношения с противоположным полом, творчество. Ведь все основные проблемы и в бизнесе, и в отношениях – из-за СТРАХА выразить себя, проявить себя.

Но, согласитесь, что объективно это более долгие пути. Через звучание, через голос – убрать этот страх можно за несколько дней! 40 дней на Интернет-курсе дается с запасом! 🙂

А когда Вы уже свободно выражаете себя, то и бизнес, и отношения и все остальное у Вас получается легко и с удовольствием! 🙂

Кстати! Обратили внимание, как Лайонел в фильме «Король говорит» быстро и легко снимает этот страх у Герцога на несколько секунд? 🙂

Он просто одевает ему наушники с громкой музыкой. Герцог не слышит сам себя, и как следствие – не боится совершить ошибку и выразить себя, не занимается самоконтролем и самооценкой.

Кстати, мы еще задолго до этого фильма проводили подобный опыт с певцами, у которых были проблемы с голосом или интонацией. Включали громко в наушники фонограмму (без голоса певца) и ставили перед певцом микрофон. Человек пел, абсолютно не слыша свой голос! В наушниках была ТОЛЬКО фонограмма. Певец знал об этом заранее – поэтому полностью расслаблялся и пел «как получится».

И что Вы думаете? В этом случае – голос певца звучал гораздо свободнее и интонационно ЧИЩЕ, чем когда певец слышал сам себя и старался спеть чисто. Просто громкая музыка в ушах – отключали его СТРАХ совершить ошибку, сфальшивить или не спеть какую-то ноту. И в результате – у него все получалось гораздо лучше.

Поэтому, когда будете выполнять любые упражнения для голоса или петь песни – не бойтесь сделать ошибку, спеть что-то не то! Делайте все упражнения и пойте все песни свободно, с ЖЕЛАНИЕМ, задорно и по-настоящему! Не оценивайте себя при этом.

И именно поэтому, на первом этапе на пути к «Возрождению Природного Голоса» мы даем максимально простые упражнения, которые просто невозможно сделать неправильно!

Просто звучите и всё! И пойте простые песни.

Когда Вы почувствуете, что Вы свободны, звучание идет легко и приятно – можно переходить к более сложным упражнениям, песням и заданиям.


Здравствуй, дорогой друг!

Сегодня получила письмо от девушки, которая просит помочь решить очень сложную для нее проблему.
По словам 27-летней Анны, ее недавно назначили руководителем отдела. И кроме новых обязаностей и теперь она должна проводить еженедельные собрания для 20-ти человек, которые у нее в подчинении, что стало для девушки настоящей пыткой!

“Вообще-то я научилась довольно неплохо себя контролировать во время выступлений на публику - я стараюсь не выдавать свое волнение в жестах и мимике, но вот

мой голос меня постоянно подводит и выдает мой страх и неуверенность!

Когда я провожу собрание для своих сотрудников, для этих 20-ти пар глаз, которые пристально смотрят на меня и следят за каждым словом - удачным и не очень - мне кажется, что все они прекрасно слышат волнение, которое передает мой голос.

Подскажите, пожалуйста, как избавится от этого? Как сделать, чтобы голос не выдавал мое волнение во время публичных выступлений? ” - пишет Анна.

Если такие ситуации тебе тоже знакомы, когда голос начинает себя вести по-предательски во время важных выступлений или переговоров, у меня есть для тебя

5 прекрасных и простых способов, как быстро справится с волнением в голосе.

1. Глубокое диафрагмальное дыхание помогает снять лишнее напряжение и волнение, которое мы часто испытываем во время публичных выступлений.

Непосредственно перед выступлением сделай 20-ть глубоких и неспешащих вдохов-выдохов. При вдохе старайся наполнить воздухом все легкие - и верхнюю их часть и нижнюю.

Запомни главное правило - дыхание должно быть диафрагмальным (или брюшным). Ведь при поверхностном дыхании (а, как правило, когда мы волнуемся - воздух набираем только в верхний отдел легких), нам очень легко сбиться ритма во время речи, голос звучит высоко и невыиграшно, мы начинаем шумно набирать воздух, что окружающие расценивают, как излишнее волнение.

2. Зевай! Снять лишнее волнение помогают 20 вкусных-превкусных и широких во весь рот зевков! Зеваем 10 раз с закрытым, и 10 раз с открытым ртом! При этом не стесняемся выдавать звуки, которые хочется озвучить при “смачном зевке”! :)
Чем громче и вкуснее зевнешь - тем больше волнения со своего голоса уберешь! (Проверено на практике сотнями моих студентов!)

3. Волнуешься - перейди на тактильные ощущения! С волнением, которое выдает голос, помогут справится тактильные ощущения. Для этого можешь воспользоваться хитростью, которая помогала снять лишнее напряжение перед выступлением молодому и перспективному политику в фильме “Госпожа Горничная”.

Это - обычная скрепка. Она незаметна в руке, поэтому ее можно смело использовать при выступлении.
Инструкция по использованию: как только чувствуешь, что начинаешь сильно волноваться и твой голос наинает подводить тебя - возьми скрепку в руки, постарайся сконцентрироваться на ней, а именно: почувствуй, какие ощущения вызывает у тебя скрепка в руке, из какого материала она сделана, какая у нее поверхность, изгибы и т д. Таким образом, ты переключаешь свое внимание на другой обьект и перестанешь думать о том, как тебя воспринимают остальные и что они о тебе думают.

4. Голосовая разминка! Для того, чтобы голос не срывался и не дрожал во время выступления - сделай небольшую разминку. Громко и выразительно прочитай свой любимый стих или спой любимую песню до выступлений.

5. Улыбайся и буть дружелюбно настроеным.
Если ты боишься свою аудиторию - твой голос это боязательно выдаст, как бы ты не старался это скрыть.Поэтому до выступлений подумай, какие замечательные, добрые и приекрасные люди тебя ждут. И даже если это не совсем так, а может и совсем не так, подумай о том, что в каждом из нас ест как хороше, так и плохое.Сконцентрируйся на хорошем - это тебе поможет звучать спокойно и дружелюбно.

Пусть мои советы помогут звучать тебе всегда выиграшно и с этого момента пусть каждое твое публичное выступление приносит и тебе, и твоим слушателям глубокое удовольствие!

Желаю успехов и быть всегда на высоте!

PS Используя эти упражнения, ты будешь всегда звучать намного выиграшней многих своих друзей, коллег и знакомых!

Если же ты хочешь стать полноправным хозяином своего голоса и
благодаря этому достичь невероятных высот во многих сферах жизни - от личной жизни до карьеры - рекомендую пройти один из мох тренингов по развитию голоса:

В этих тренингах упражнения и другая практическая информация подобраны таким образом, чтобы раскрыть весь потенциал звучания твоего голоса всего за 3 недели!

Пройди тренинг и удивляй всех своим новым, сногсшибательным голосом!

Дрожь в голосе способна породить неловкость и подорвать веру в свои силы. Такая ситуация во время публичного выступления или разговора один на один мешает собеседникам понимать вас. Они не смогут разобрать вашу первоклассную речь или остроумные замечания! Уделите немного времени дыхательным и разговорным упражнениям, чтобы научиться контролировать дрожь и стать уверенным в себе оратором.

Шаги

Как выполнять дыхательные и разговорные упражнения

    Дышите диафрагмой, чтобы контролировать голос. Делайте глубокие вдохи и смотрите на себя в зеркало. Если плечи поднимаются, то вы задействуете грудную клетку, а не диафрагму, которая является мышцей и находится в нижней части легких. Вдыхайте и старайтесь увеличить грудную клетку в объеме, но при этом следите, чтобы плечи и грудь оставались неподвижными.

    Укрепляйте диафрагму. Теперь, когда вы узнали о диафрагме и где она находится, пришло время укрепить данную мышцу. До или после душа обмотайтесь полотенцем вокруг пояса. Вдыхайте и пытайтесь сдвинуть полотенце, но при этом не поднимайте плечи или грудную клетку. Медленно выдохните. На следующий выход произнесите “Ах”. Выполните упражнение десять раз.

    • Когда будете произносить “Ах” при дыхании с помощью диафрагмы, обратите внимание, что вам проще говорить громко и размеренно. Тренируйтесь говорить громким и тихим голосом. Можно даже делать несколько поверхностным вдохов грудной клеткой, чтобы сравнить два вида звуков.
  1. Выдыхайте с шипящим звуком, чтобы контролировать темп дыхания. Стойте ровно и вдыхайте с помощью диафрагмы, а затем выдыхайте воздух через зубы с шипящим звуком. Повторите данное упражнение десять раз. Остается надеяться, что никто не зайдет в комнату, пока вы будете шипеть как змея! Это кажется странным, но упражнение на контроль скорости выдоха позволяет укрепить диафрагму.

    Выполняйте голосовые упражнения, чтобы расширить свой вокальный диапазон. Один из лучших способов избавиться от дрожи в голосе - расширить диапазон голоса. Иногда при волнении люди с дрожащим голосом также производят высокие и трескающиеся звуки. Выполняйте упражнения для голоса хотя бы один раз в день, чтобы избавиться от подобных проблем.

    • Произносите “мм-мм” (будто хотите сказать “очень вкусно”) и “мм-хм-м”. Во время занятия важно всегда дышать с помощью диафрагмы и стараться громко произносить эти звуки. Повторите такое упражнение пять раз.
    • Произносите “ней, ней, ней, ней” более высоким и более низким голосом. Сначала постарайтесь произносить эти звуки максимально высоким голосом, а затем опуститесь до максимально низкого голоса. Забудьте о серьезности, ведь все это будет звучать очень странно. Повторите десять раз.
    • Многократно произносите “ооо-иии” и задействуйте весь диапазон голоса. Повторите десять раз.
    • Произносите “ммммм” и сосредоточьтесь на дрожащих ощущениях в нижней части лица и вокруг рта. Издавайте гудящий звук так долго, насколько хватит дыхания. Повторите пять раз.
  2. Используйте скороговорки, чтобы улучшить артикуляцию. Благодаря хорошей артикуляции люди будут четко слышать каждый звук, который вы произносите. Это очень важно, так как в противном случае они могут ослышаться или вовсе не понять ваших слов. Выполняйте данное упражнение один раз в день.

    • Используйте предложенные здесь скороговорки или найдите более подходящие варианты. Темп должен быть максимально высоким, но при условии, что вы четко произносите каждый слог.
    • Примеры: “Интервьюер интервента интервьюировал”, “Пакет под попкорн”, “Около колодца кольцо не найдется”, “Осип охрип, Архип осип” и “По семеро в сани уселись сами”.
  3. Читайте стихи, статьи или книги вслух. Лучший способ избавиться от дрожи в голосе - как можно чаще говорить. Читайте разные тексты вслух, чтобы потренироваться в спокойной обстановке. При этом можно представлять, что вы читаете перед аудиторией. Говорите громко и тихо, высоким и низким голосом, а также выражайте эмоции. Когда будете готовы, почитайте близкому другу или родственникам.

    • Вам нужно подготовить конкретную речь? Просто отлично! Читайте речь вслух каждый день.
    • Также можно записывать себя на диктофон или на видеокамеру. Смотрите или слушайте запись, чтобы найти аспекты, которые необходимо улучшить.
  4. Твердо упирайтесь ногами в пол, чтобы занять правильную позу. Это важно, не только когда вы стоите, но и когда сидите. Расположите ноги на ширине плеч. Ступни должны полостью упираться в пол всей площадью. Не раскачивайтесь и не перемещайте вес с ноги на ногу. Это ваша сильная поза, которую нужно принять.

    Распрямите плечи для правильной и открытой осанки. Сгорбленные плечи и плохая осанка тоже мешают глубоко дышать. Так вам будет трудно говорить четко даже без дрожи в голосе. Не нужно сутулиться во время публичных выступлений, иначе вы будете выглядеть взволнованно.

    Полагайтесь на дыхательные упражнения. Если вы волнуетесь, то сосредоточьтесь на дыхании. Представьте, что вы обмотаны полотенцем и попробуйте его мысленно сдвинуть. Так, кислород придаст вам сил, а концентрация на упражнении поможет взять себя в руки.

    Сделайте глоток воды перед речью. На всякий случай возьмите с собой бутылку воды. Жидкость сделает голос более четким, в отличие от сухого и грубого звучания. Также не следует допускать обезвоживания во время презентации, иначе у вас может закружиться голова.

Наверное, многие сталкивались с такой проблемой, как дрожь в голосе. Интересно, отчего же это происходит? И порой даже становится камнем преткновения в общении, что порождает комплексы. Разберемся в этом вопросе.

О чем может рассказать голос?

По нему можно определить характер, воссоздать образ, составить физиологическую и психологическую картину о человеке. Голос вещает окружающим о текущем состоянии личности. По тону можно прочесть эмоции человека (гнев, печаль, радость, ревность, нервозность).

Что выдает дрожь в голосе?

На это может быть много причин. А главные - волнение и страх, которые, как правило, необоснованны. Но сначала все же необходимо обратиться к врачу-неврологу. Возможно, потом придется пить антидепрессанты, посетить психотерапевта.

Если в процессе обследования (проверка щитовидной железы, анализ крови) врачи не выявили физиологической причины, скорее всего, необходимо работать с психикой. Если при волнении дрожь в голосе усиливается, речь идет о тревожном расстройстве.

Почему это происходит?

Есть объяснение с физиологической точки зрения. Дело в адреналине, который в стрессовом состоянии начинает вырабатываться в огромных дозах. Человек, страдающий от повышенной тревожности, может разволноваться от чего угодно, к примеру:

  • в школе при вызове к доске;
  • от общения с незнакомыми, а также властными и высокопоставленными людьми;
  • предстоящего выступления с докладом перед публикой;
  • в диалоге с возлюбленным человеком и так далее.

Поговорим о боязни общения

А теперь узнаем, почему дрожит голос при разговоре. Часто случается так, что пред предстоящим диалогом оппонент начинает испытывать панические атаки. Кажется, что произнесенные слова будут нелепыми, вызовут смех или порицание. Легче просто отойти в тень и отмолчаться, но это не выход. Если это явление крайне редкое, значит, не стоит волноваться, это можно списать на плохое настроение. Когда же это повторяется систематически, а рабочий звонок по телефону вообще становится катастрофой, нужно задуматься.

Чтобы понять, почему дрожит голос, необходимо отыскать корень проблемы. Конечно, срабатывает защитный механизм. Может быть, в прошлом вас сильно оскорбили или унизили. И тогда в вашем подсознании сформировалась мол, зачем общаться с людьми, если это причиняет боль. Поэтому получается так, что вы себя защищаете. И это происходит неосознанно, и это нехорошо.

Необходимо понять, что без общения невозможно добиться высоких целей, даже просто нормально жить. Ведь для счастливой жизни необходима престижная высокооплачиваемая работа, семья, которую нужно создать и так далее. Только после осознания этой истины, можно двигаться дальше, отыскивать сложившиеся фобии и избавляться от них.

Рассмотрим причины

  • Критики. Но речь идет не о здоровой критике. Когда она жесткая и грубая, указываются не только недостатки, но и происходит преувеличение и выставление на всеобщее обозрение, вынести такое давление крайне сложно.
  • Издевательств. Это скорее относится к школьному возрасту, когда происходит унижение ребенка. Тогда он замыкается, закрывается ото всех, боясь насмешек.
  • Неумения выстраивать диалог с противоположным полом. У девочек этому могло послужить воспитание строгого и деспотичного отца, у мальчиков наоборот.
  • Неудачного выступления в прошлом. Никогда не топчитесь на месте. Всем необходимо проанализировать ситуацию, извлечь полезное и двигаться вперед. Это не значит, что промах вновь повторится.
  • Застенчивости. Стеснительность мешает. Но все хорошо в меру. Конечно, но лучше быть более раскрепощенным, нужно поднимать самооценку.
  • Неумения формулировать мысли. Тут все просто: необходимо самосовершенствоваться, больше читать, осваивать методики и практические рекомендации, которые помогут научиться правильно выстраивать мысли и речь.

Зачастую психологические травмы тянутся из девства, главное, понимать это, и стараться устранить проблему. Если самостоятельно не получается, обратиться к специалисту.

  1. Необходимо наладить зрительный контакт. Начните с малого, общайтесь сначала посредством социальных сетей, ходите по магазинам, к примеру, разговаривайте с продавцами.
  2. Если трудно общаться с оппонентом вживую, поговорите с ним по телефону.
  3. И постепенно переходите на живой диалог. Пробуйте обращаться с просьбами к незнакомым людям.

Страх общения необходимо преодолевать, потому что по-иному не получится социализироваться и нормально развиваться.

Как побороть страх общения?

  • Не стоит моделировать предстоящий исход события, особенно в негативном ключе. Это не решит проблему, а только усугубит.
  • Не волнуйтесь о мнении окружающих. Если они и думают что-то, то недолго, в течение нескольких минут. Задумайтесь, сколько вы помните лица проходящих мимо людей на улице или выступающих с докладом за кафедрой, если это не знаменитости. Буквально пять минут, не больше. Вот и ваши ошибки так же быстро забываются.
  • Не бойтесь диалога. Делайте домашние заготовки, которые помогут в общении, впоследствии это не пригодится.
  • Всматривайтесь в оппонента, его жесты, мимику, возможно, он не испытывает сильной заинтересованности в вас, поэтому и не стоит волноваться.
  • Не сосредотачивайтесь на своем страхе. Если панические атаки начинают подкрадываться, абстрагируйтесь, на что угодно: на вкус кофе, красивую чашку, аксессуар на собеседнике и так далее.

Быстрого результата вы не получите, но не стоит опускать руки, в процессе постоянного самоконтроля и совершенствования все получится.

Как быстро справиться с волнением перед публичным выступлением?

  1. Поможет глубокое диафрагмальное дыхание. Оно снимает лишнее напряжение и волнение. Сделайте 20 вдохов-выдохов. Но дышать необходимо обязательно животом.
  2. Зевайте. По 10 раз с закрытым и открытым ртом. Не стесняйтесь издавать сопутствующие звуки.
  3. Переходите на тактильные ощущения. Прекрасная методика, позволяющая избавиться от волнения во время выступления. Когда оно начинает подступать, возьмите в руку обычную скрепку, она мала, поэтому будет незаметна. Прощупайте, сосредоточьтесь на материале, из которого изготовлена, какова поверхность, форма. Таким образом, происходит переключение внимания на другой объект, и волнение отступает. Теперь неважно, что о вас думают люди.
  4. Тренируйтесь перед выступлением. Громко и с выражением пропойте или прочтите текст доклада.

И конечно же, не забывайте про хорошее настроение. Когда вы излучаете внутреннее тепло и радость, улыбаетесь, такую же энергетику получите обратно. Представьте, что перед вами сидят добрые люди, которые желают счастья и тогда волнение и дрожь в голосе не появятся.

Поговорим о технике «заземления»

Главное, запомните, не стоит твердить себе «успокойся», это не поможет, а только усилит тревогу. Когда паническая атака возросла и вы не в состоянии себя контролировать, отыщите глазами пять вещей, доступных взору, четыре - до которых можете дотронуться, три - услышать, две - понюхать и одну - попробовать на вкус. Эта техника вернет вас в реальность, отрезвит и избавит от волнения и дрожи в голосе.

И еще один совет, чтобы избавиться от панической атаки, запомните две истины:

  • Не бойтесь ее.
  • И не старайтесь подавить.

То есть выброс адреналина (гормона страха) происходит в течение 90 секунд. Все остальное время вы испытываете не истинную фобию, а ваш «страх страха». Необходимо продержаться первые полторы минуты, и тогда паническая атака отступит.

И главное - понять, что все страхи часто надуманы нами. Совершенствуйтесь, учитесь самоконтролю, и тогда вам не предстоит бороться с волнением и дрожью в голосе.

Звучание человеческого голоса при пении обычно сопровождается своеобразными периодически пульсирующими толчками, в результате чего непрерывное течение звука представляется распадающимся на отдельные, с той или иной быстротой следующие друг за другом, звуковые отрезки. Это - так называемая вибрация голоса.

Термин вибрация, в применении к рассматриваемому явлению, акустически не точно выражает его сущность. Под вибрацией в акустическом смысле понимается правильное периодическое колебательное движение в определенных границах частоты, обусловливающее образование сплошного, беспрерывного течения звука, имеющего определенную высоту. Нарушение этих условий в части периодичности и количественного минимума превращает музыкальное звуковое явление в шумовое. То же явление, которое в голосе именуется вибрацией, представляет собою нарушение акустической вибрации со стороны ее сплошного непрерывного течения при неизмененном почти сохранении прочих характерных для музыкального звука условий - высоты, силы и тембра. Если, таким образом, понятие вибрация с точки зрения правильности акустической терминологии охватывает необходимые условия для возникновения и непрерывного течения звука, то термин вибрация, примененный к человеческому голосу, определяет частный случай вибрационного периодическое звукового движения. Являясь органическим элементом певческого звука, вибрация придает голосу особую красоту, выразительность и способность большого эмоционального воздействия.

Характер вибрации индивидуален у каждого голоса и в некоторой мере определяет его качество. Таким образом, вибрация может быть в известной степени рассматриваема даже как некий элемент тембра голоса.

Характер вибрации определяется с детства и в неизмененном виде остается на всю жизнь. Только в преклонном возрасте у многих певцов вибрация меняется в своем характере и часто переходит в так называемое тремолирование голоса (качание звука).

Голоса, имеющие некрасивую вибрацию (слишком крупную или, наоборот, слишком мелкую - так называемый козлиный голос), или такие, у которых вибрация отсутствует или слабо выражена, считаются не имеющими художественной ценности. И, наоборот, голоса, которым вибрация придает особую красоту, являются полноценными.

Лица, обладающие некрасивой вибрацией голоса, прибегают иногда к искусственным приемам, дающим возможность изменить ее характер. Достигается это при помощи периодических дрожательных движений руки или пальца, приложенных к гортани. Путем систематических упражнений некоторым удается создать искусственную вибрацию голоса настолько удовлетворительную, что ее трудно отличить от естественной. Полную иллюзию естественной вибрации голоса, вызванной вышеописанным способом, мне приходилось наблюдать у служителей культа (канторов) у евреев: благодаря употреблявшемуся при богослужении покрывалу (талес), облекающему все тело, они искусно скрывали дрожательные движения руки, вызывающие вибрацию звука. Вибрация представляет собою настолько ценный элемент человеческого голоса, что, надо полагать, именно в подражание ему вибрация стала применяться при игре на разных музыкальных инструментах (например, на скрипке, виолончели, некоторых духовых инструментах).

Но, в то время как для искусственных музыкальных инструментов вибрация является все же лишь некоторой механической примесью к первичной звукооснове, в человеческом голосе вибрация неразрывно связана со звуком и отделена от него быть не может.

Освободить звук от вибрации или изменить ее характер применением волевого импульса не удается без значительного насилия над голосом, но и это возможно лишь на некоторые короткие моменты.

Если естественная (физиологическая) вибрация голоса является чрезвычайно ценным его украшением, то нередко встречается и другой вид вибрации, но уже патологической (неестественной, ненормальной). Это - так называемое тремолирование (качание) голоса, производящее крайне тягостное впечатление на слух.

Тремолирование звука встречается обычно у певцов, вступивших в преклонный возраст, но нередко наблюдается и у субъектов, находящихся в расцвете сил, а иногда даже и у молодежи, только начинающей петь или обучаться пению.

Тремолирование голоса тоже представляет собою периодически следующие друг за другом толчки звука, но толчки эти являются более резкими, грубыми, без постепенности перехода один в другой; они обычно совершаются с более длинным, нежели при естественной вибрации, периодом следования друг за другом.

Если в общем виде графически вибрация может быть изображена в виде кривой с постепенно и плавно убывающей и возрастающей амплитудой (рис. 10.1), то тремолирование характеризуется внезапными толчками, которые могут быть изображены в виде, например, кривой, показанной на рис. 10.2.

Рис. 10.2

Рис. 10.1

Таким образом, вибрация и тремолирование голоса, хотя в известной степени и сходны между собою по своему внешнему акустическому характеру, - в смысле физиологического воздействия на слух являются диаметрально противоположными.

Вопрос об акустической и физиологической сущности вибрации голоса мало изучен. Как ни странно, но вопрос этот до последних лет находится как бы совершенно вне поля зрения исследователей.

В настоящее время уже имеются кое-какие данные о вибрации в певческом звуке. Ржевкин и Казанский установили в кривой записи голоса певцов наличие пульсаций, характеризуемых постепенным нарастанием и падением амплитуды в группах вибраций, следующих друг за другом. Без этих пульсаций голос приобретает безжизненный характер.

О происхождении вибрации и причин, ее вызывающих, эти авторы ничего не говорят.

Бартоломью 1 выяснил, что наличие вибраций в темпе 6-7 раз в секунду придает голосу особую звучность, которую слушатель обычно оценивает скорее как тембральную характеристику, а не как вибрацию. За период вибрации спектр гласной сильно меняется, максимум энергии перемещается, например, для тона 2600 кол/с из области 10-й гармоники в область 4-й и обратно.

  • Bartolomew. Journ. Acoust. Soc., 6, p. 15. 1934.
  • Wolf, Stanley, Sette. Journ. Acoust. Soc., 1934.
  • Левидов И. И. К вопросу о механо-акустической природе вибрации и тремолирования голоса. Доклад в Ленинградском отоларингологическом обществе в 1931 г.