Вибрация и тремолирование голоса. Дрожит голос при разговоре: причины, советы и рекомендации психолога Что делать если дрожит голос и почему

Мне 35 лет,я офисный работник.При официальном разговоре с людьми которыми я встречаюсь по работе через несколько минут общения сводит скулы дрожит голос так, будто бы я разревусь на взрыд от обиды. Ощущения что я таким образом жалуюсь этому человеку, на то что со мной обошлись плохо или обидели.И я не могу совладать с этим ощущением, хотя я понимаю что перехожу границы этикета общения. Мне кажется что это последствия глубокой обиды, которые я ощутила в сфере своей работы. Но я в данный момент не помню, после чего у меня развилась данная фобия или обида. Подскажите пож-та методы, как можно избавиться от данной проблемы самостоятельно

Ответы психологов

Здравствуйте, Анна.

Прежде чем давать советы, важно подробно разобраться с тем, что и почему у Вас вызывает такие трудности.

Боюсь, что в Вашем коротком письме мало информации для ответа.

Я работаю с пациентами, у которых есть подобные трудности.

Г.Идрисов (работаю и по скайпу).

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

Аня, предлагаю вам следующий способ самостоятельного преодоления этой проблемы. Назовем его "Путешествие в детство".

Айдарбеков Кайрат Анварбекович, психолог в Алматы

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Анна!

Как вариант к тому, что предлагают коллеги в письмах выше - предлагаю Вам попробовать полюбить и принять себя с дрожащим голосом, свой дрожащий голос. Ну и пусть Вы - офисный работник. При этом Вы вполне можете продолжать быть чувствительной, хрупкой девушкой, с которой что-то происходит, душа которой жива, живет и трепещет. В этом есть Ваша особенность и неповторимость.

Попробуйте попринимать себя такой и посмотрите, что произойдет после.

С уважением, Ольга Хаблова

Хаблова Ольга Евгеньевна, психолог Алматы

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Наш организм – очень сложный механизм, управлять которым в полной мере не в нашей власти. Одной из проблем, возникающей неожиданно и с которой сложно совладать, является появление дрожи в голосе. Отчего возникает это явление и как с ним бороться?

Почему дрожит голос?

  • заболевания щитовидной железы;
  • органов речевого аппарата;
  • наследственностью.

Однако проблема дрожания голоса, возникающая периодически, – психологического характера. Человеку, оказавшемуся в стрессовой ситуации, ввиду сильного волнения свойственны различные нетипичные для него в спокойном состоянии действия или признаки. Так, при волнении некоторые теребят волосы, занимают руки какими-либо предметами, ощущают дрожь верхних конечностей или их потение, а также могут ощущать дрожь в голосе.

Почему дрожит голос чаще всего во время публичных выступлений, концертов, ответов на экзаменах или других ситуаций, сопровождаемых страхом или сильным волнением? Во время таких ситуаций человеку необходимо говорить либо петь, если это артист. То есть в этот момент голос является основным орудием исполнения той деятельности, от которой зависит успех или поражение конкретной ситуации. Неуверенность в себе или боязнь потерпеть публичную неудачу является причиной данного явления. Корни их скрываются в нашем подсознании, часто эти переживания вызваны предыдущим негативным опытом.

Что делать, если дрожит голос

По мнению специалистов в области лингвистической психологии и логопедии, человеку, который страдает периодическим появлением дрожи в голосе, необходимо разобраться в ситуации в прошлом, породившей это явление.

  • Необходима работа, направленная на повышение собственной уверенности и самооценки.
  • Сегодня существуют различные методики и тренинги по самосовершенствованию и преодолению психологических барьеров.
  • Большим шагом к решению проблемы станет способность признать: «У меня дрожит голос». Осознав проблему, вы будете пытаться с ней справиться.
  • Возможно, та деятельность, которой вы занимаетесь, некомфортна для вас, следует пересмотреть свой профессиональный или социальный выбор.

Если самостоятельно эту проблему решить не получается, необходима помощь психолога.

Образование голоса происходит в гортани за счет смыкания голосовой щели и вибрации при этом голосовых связок. Если по каким-то причинам это становится невозможным, то голос будет отсутствовать, будет только процесс вдоха и выдоха, или же голос будет сиплым, хриплым. Сами голосовые связки - это маленькие мышечные складки, расположенные между глоткой и трахеей, они располагаются в форме буквы V и прикреплены на внутренней стороне гортани, связки эластичные, с выраженной упругостью. Когда через них проходит воздух, нагнетаемый легкими под давлением, они смыкаются, начинают вибрировать, при этом рождается звук, называемый нашим голосом. Обладатели баса имеют толстые и длинные голосовые связки, у оперных певиц связки тонкие и ровные. Человеческая гортань - это орган в форме трубы, она используется человеком при дыхании, разговоре, глотании. Ее наружная стенка - хрящ адамова яблока, или кадык.

Обычно люди не обращают внимания на такой ценный дар природы, как голос, воспринимая его как должное, и только когда возникают с ним проблемы, начинают его ценить и беречь. По голосу определяется гендерная принадлежность, настроение, голос дает человеку возможность общаться, это главный компонент второй сигнальной системы, с его помощью люди выражают свои эмоции, мысли и многое другое. Осиплость голоса - это невозможность звучно говорить. Охриплость голоса возникает при раздражении или повреждении связок.

Любые патологические изменения голоса называются дисфониями. От чего же голос у взрослого может вдруг осипнуть? Это встречается при поражениях самих связок или появлении препятствий на пути звуковых волн. Причины воспалительного характера: простуда, бактериальная инфекция в носоглотке, гортани с участием голосовых связок. Это ларингиты, трахеиты, различные ангины, ОРВИ, ранее еще и дифтерия, тогда, кроме охриплости и сипения, развиваются и другие симптомы воспаления глотки и гортани: недомогание, подъем температуры, боли при глотании, желание кашлять, першение и щекотание в горле, при фолликулярных гнойных ангинах могут появиться гнойные пробки и налеты, горло имеет покраснение задней стенки глотки. Если при осиплости голоса человек пытается разговаривать, ситуация при любой этиологии может ухудшиться, потому что, получая нагрузку, измененные связки в таких случаях деформируются и утолщаются, а сам голос грубеет, становится хриплый, хронические ларингиты могут вызвать осиплость голоса навсегда.

Существуют и невоспалительные этиологии изменения голоса и его осиплости и охриплости, это различные спастические дисфонии, т.е. при этом горло не болит и не беспокоит, но голос сиплый, и звука нет. Такая слабость голоса отмечается из-за неполного смыкания голосовых связок. Спастическая дисфония в своей основе имеет неврогенное происхождение, при этом голосовые связки непроизвольно сокращаются, издаваемые звуки вибрируют, прерываются, и в то же время, они сдавленные, напряженные, как будто их обладатель заикается, человек сам контролировать их не может. В таких случаях микроциркуляция в связках нарушена. При работе здоровых связок человек сокращает их сам, произвольно, т.е. замолкает и говорит легко, когда сам захочет, здесь такой произвольности нет.

Невоспалительные причины включают в себя два вида нарушений: в 80% случаев встречается аддукционное нарушение, в остальных 20% - абдукционные нарушения. Наиболее часта спастическая дисфония. При этом возникает спастическое сокращение мышц, оно держится длительно, хронически. Из-за такого спазма голос или пропадает совсем, или основательно садится, но нарушения эти все равно носят функциональный характер, налета органики нет, связки по строению не нарушаются, они без органических изменений.

Отличительно то, что болей в горле при таких состояниях не бывает, но голос садится. Такие функциональные нарушения лечатся около месяца, голос восстанавливается полностью. Такие расстройства чаще возникают у людей к 40 годам, причем, у женщин на 50% чаще. В связи с этим при первом их описании в конце 19 в. они считались исключительно женской болезнью и назывались истерической глоткой, а с возможностью пропажи голоса при этом - истерической афонией. Точные причины на сегодняшний день не установлены, но провоцирующими факторами могут быть неврогенные нарушения работы связок. При них может отмечаться как гипер-, так и гипотонус связок.

При гипотонусных нарушениях имеется снижение мышечного тонуса, голос при этом становится хрипло-придыхательным, человек быстро устает, и верхний регистр в звучании заметно снижен. При гипертонусе связок они сильно напряжены, севший голос имеется, но он при этом резкий, сильно охрипший. Оба вида нарушений возникают у взрослого по следующим причинам:

  1. Профессиональные - отмечаются у представителей голосовых профессий. В группе риска певцы, ораторы, актеры, дикторы, учителя при длительном крике, разговорах на повышенных тонах. Случаи севшего голоса бывают у них часто.
  2. Психогенные причины - изменения голоса могут возникать у истерических личностей при неврозе, во время внезапных потрясений, волнений или сильного страха (перед выступлениями, на собеседованиях, экзаменах). Поэтому нередко человеку предлагают выпить воду и успокоиться. Часто, действительно, помогает стакан воды.
  3. Органические структурные нарушения. К относятся врожденные аномалии голосового аппарата, усиленное курение, возникновение полипов, кист, фибром и других доброкачественных новообразований (чаще у мужчин) на связках. При сдавливании ими сосудов и нервов, раке щитовидной железы, гортани симптом охриплости появляется рано, затем добавляется болевой синдром, и голос пропадает полностью (афония). При патологии щитовидной железы, если при этом имеется ее гипофункция, и выработка гормона тироксина снижена, в тканях ее задерживается жидкость, ведущая к отеку окружающих тканей, в частности гортани, при этом голос также меняется. Отек от патологии щитовидной железы плохо устраним и мало поддается лечению. Проблемы с голосом могут быть следствием миастении, сифилиса, бешенства, различных врожденных заболеваний сосудов (аневризма дуги аорты, правой подключичной артерии, любых видов инсультов), стволовых нарушений мозга. При последней патологии отмечается невнятность и хрипота голоса, он становится сиплый, тусклый, нарушается акт глотания, человек может поперхнуться во время еды, нарушается дыхание, от этого больной может погибнуть. К потере способности говорить приводят травмы головы, аутоиммунные процессы в организме - ревматоидный артрит, тиреоидит, болезнь Шегрена.
  4. Поведенческие - нередко после длительного молчания люди вдруг замечают, что горло охрипло. Такое может случиться при сухом холодном воздухе, при различных переохлаждениях, резком питье залпом ледяных напитков летом, при повышенном потоотделении, при аллергиях, когда от воздействия аллергена наступает стеноз и затруднение дыхания, при ожогах (уксусная кислота, смолы, этиловый спирт у алкоголиков), химических отравлениях такими реагентами, как хлор, аммиак, фтор, домашняя бытовая химия (Доместос, АСЕ, Prill, Comet и пр.). В этих случаях может развиться отек гортани (отек Квинке) вплоть до летального исхода. Это может случиться при обезвоживаниях, операциях на гортани (трахеотомия, из-за существующего риска травмы гортани во время этой процедуры сейчас используют только коникотомию - рассечение связки посередине щитовидного и перстневидного хряща), травмах возвратного (верхнегортанного) нерва во время операций на щитовидной железе. Охриплость голоса остается после этого постоянной, при заболевании бешенством и ботулизмом наступает паралич возвратного нерва, голоса нет, потому что голосовая щель сужается, а связки остаются неподвижными. Поведенческая этиология вызывает изменения голоса в виде дребезжания, скрипучести, голосовые связки смыкаются не до конца, но органических повреждений при этом у них нет.
  5. Мутационные (появление фальцета) - отмечаются у подростков при возрастной ломке голоса. Причина в том, что гормоны провоцируют удлинение связок, а позже, при завершении полового развития такие изменения голоса проходят сами, без лечения в силу физиологии. За 4 -6 месяцев у мальчиков голос становится на одну октаву ниже и примерно на 3-4 полутона снижается у девочек.

Функциональные нарушения всегда обратимы, только при длительности их наступают уже органические нарушения, исправлениям они не поддаются, например, атрофический ларингит. Аддукционные нарушения - такие патологии, при которых связки расположены близко друг от друга, они излишне напряжены, натянуты, и голос при этом тоже натянут и неестественен, звучание его охрипшее.

Если возникло абдукционное нарушение, имеется разомкнутость голосовых связок, они отдалены друг от друга, голос беззвучный, не просто севший, он воздушный, человек говорит с трудом и только шепотом. Эти нарушения могут быть при сифилисе, туберкулезе, опухолях и др. Нередко при этом может быть так, что голос вдруг появляется, например, при смехе, кашле, пении, потом снова напрягается и сипнет. У окружающих может возникнуть мысль о притворстве или психической неадекватности таких людей, но они абсолютно нормальны, психически здоровы.

Пациент во время визита к врачу может отмечать, что у него уже длительное время осип и изменился голос, горло охрипшее, голос прерывист, при разговоре дрожит, он ощущает спазмы в горле при попытках говорить, больной будет жаловаться на чувство распирания груди, причем, это не связано с заболеваниями сердца. Визуально кажется, что разговор доставляет пациенту мучительные страдания, потому что у него в этот момент натуживаются и сильно напрягаются лицевые мышцы, он усиленно морщит лоб, на лице - выражение усилия, он старается помогать себе при попытке общения всем телом. При этом он потеет, краснеет от натуги, шейные вены набухшие, но несмотря на все его усилия, разобрать речь невозможно, она все равно неразборчива, шепотная, часто прерывается. Если признаки поражения сохраняются более 2 недель, необходима консультация врача.

Строение верхних дыхательных путей у детей имеет свои особенности: аппарат голосовых связок до конца не сформирован, функционирует не полностью, очень хорошее кровоснабжение, гортань уже, вследствие чего легко развиваются отеки связок и сужение голосовой щели. Осиплость голоса у детей - не отдельная нозология, а симптом. Причины аналогичны таковым у взрослых, но есть и свои особенности: мутация у мальчиков в пубертатном возрасте, этот процесс в случае физиологии длится и нормализуется в течение 6 месяцев, а если он продолжается, необходима консультация ЛОРа.

У детей, особенно маленьких, есть привычка все тащить в рот, глотать шелуху от семечек, это может стать причиной попадания инородного тела в гортань, которое при неоказании экстренной помощи может закончиться летально. Ребенок синеет, задыхается, возможна потеря сознания. При воспалениях гортани у детей от 3 месяцев до 3 лет нередко развивается “ложный круп” - в ночные часы на фоне температуры ребенок вдруг начинает задыхаться, появляется лающий кашель, развивается отек и стеноз гортани, дыхание затруднено, со свистом, при отсутствии экстренной помощи возможен летальный исход вследствие асфиксии, необходима срочная трахеотомия. У грудных детей часто встречаются кисты или папилломы гортани. Чем чаще ребенок кричит во время плача, каприза, тем чаще у него на связках появляются узелки, провоцирующие осиплость голоса.

После громкого крика ребенка ему требуется только помолчать, не говорить даже шепотом, так как он вредит, как и крик, ввиду сильного напряжения связок. Осиплость голоса в этих случаях проходит за несколько дней. Нужно исключить продукты, раздражающие слизистую гортани, увлажнять воздух помещения. При воспалениях, помимо антибиотиков, применять полоскания и ингаляции теплыми растворами 3 раза в день по 15 минут, после которых полчаса не есть и не пить. Хорошо помогают спреи, но у детей до 2 лет их не применяют. С 4 лет можно применять рассасывающие таблетки.

Статистика показывает, что при различных дисфониях люди приходят к врачу не сразу, а только спустя месяцы и годы после появления изменений. Обращаться нужно к ЛОРу и фониатру (специалист, занимающийся непосредственно аппаратом голоса). Во время приема всегда проводят подробный сбор анамнеза больного, выявление характера его работы. Невоспалительная этиология оценивается проведением скрининга, когда оценивается работа голоса на слух, гендерное соответствие, проводятся нагрузочные тесты. Когда после исследования обнаруживается изменение диапазона голоса, его тембра, снижается сила голосовых связок, появляется хрипота, быстрая усталость от голосовых нагрузок, изменения дыхания при этом, нарушения четкости и плавности речи, ее разборчивости, это говорит о нарушениях работы голосового аппарата. При этом больному проводится ларингоскопия, МРТ, КТ гортани, при показаниях необходима консультация логопеда, но это бывает редко.

Лечение определяется природой возникновения недуга; особенностью лечения дисфоний любой этиологии является соблюдение молчания, если осип голос - молчите. Связки должны находиться в покое, это позволит лечить их с наилучшим эффектом и сократить время выздоровления. При лечении невоспалительных дисфоний применяются: психотерапия, дыхательная терапия, речевая и медикаментозная.

Традиционные методы лечения осиплости голоса: полный покой связок, не разговаривать нужно в течение нескольких дней, избегать охлаждений, делать сухие компрессы на горло. Питье должно быть теплым, не горячим, при простудах полностью исключить курение. Для устранения стрессовых состояний показан прием седатиков, валерьянки, хорошо будет расслабиться в теплой ванне.

Немедикаментозное лечение осиплости голоса считается самым востребованным по своим результатам при неорганических нарушениях. Это прежде всего фонопедия - специальные гимнастики по артикуляции и дыханию. Кроме этого, физиопроцедуры (электрофорез с Неостигмином, кальцием, бромом, амплипульс, токи диадинамические, УФО облучение, лечебные ванны углекислые, йодобромные, гальванический воротник по Щербаку), массаж воротниковой зоны, ЛФК, рациональная психотерапия, поведенческая терапия, иглорефлексотерапия. Очень хороший способ лечения - проведение занятий с фонопедом по специальным методикам.

Медикаментозная терапия - применяют витамины группы В, стимуляторы ЦНС (элеутерококк), Прозерин, Стрихнин, Неостигмин курсом 2 недели (улучшает нервно-мышечную передачу), при спастичесих дисфониях помогут производные гамма-аминомасляной кислоты, применяют блокаду мышц, фонофорезы. Гиперкинетические случаи стимуляторов не требуют, назначают электросон, спазмолитики, седатики. Очень популярен сегодня Ботулотоксин, его в очень маленьких количествах вводят в мышцы гортани, и он их парализует и расслабляет, снимает спазм и не дает проходить нервным импульсам. Его действия хватает на 3-4 месяца. При его неэффективности используют хирургию. При оперативных вмешательствах гипертрофированные складки иссекаются, при показаниях проводят тиропластику, возможны удаления нервов гортани.

Противовоспалительная терапия. Необходимо сказать о применении народных методов и средств: вылечить воспаление они не могут, для этого требуются антибиотики, они могут использоваться только как дополнение к основному в виде отваров для полоскания, травяных чаев, если вы уверены в отсутствии аллергического фона. Применять же только травы и ждать выздоровления бессмысленно. В случае воспалений лечится основное заболевание с применением антибиотиков и симптоматического лечения, прописывается постельный режим. Универсальное лекарство, которое помогло бы всем одинаково, на сегодняшний момент не создано, поэтому не стоит применять какое-либо средство по совету и рекламе своих знакомых. Лечение ларингита обычно занимает 1 -1,5 недели. Что нельзя делать при воспалениях горла и осиплости голоса? Противопоказано горячее питье, паровые ингаляции, мороженое. Из антибиотиков чаще других применяют макролиды, цефалоспорины и пенициллины, при вирусной инфекции антибиотики будут бесполезны, помогут только антивирусные средства:

  1. Макролиды - Азитромицин, Сумамед, Хомомицин, Эритромицин, Кларитромицин, Рокситромицин, Спирамицин, Рулид и др.
  2. Пенициллиновый ряд - Амоксиклав, Ампициллин, Ампиокс, Аугментин, Панклав, Френоклав и др.
  3. Цефалоспорины - Цефиксим, Аксетин, Цефтриаксон, Цефуроксим и др.
  4. Противовирусные препараты - Виферон, Эргоферон, Кагоцел, Ремантадин, Амизол, Арбидол и др. Механизмы действия у них разные, но все они направлены на уничтожение вируса.
  5. Таблетки для рассасывания с антисептиками - Фалиминт, Аджисепт, Граммидин, Септолете, Суприма-ЛОР.
  6. Растворы антисептиков для местного применения - Хлорофиллипт, Йокс, Ингалипт, Йодинол, Каметон, Люголь, Мирамистин и др.

Параллельно с антибиотиками для уменьшения отечности тканей применяют антигистаминные средства. Если аллергия развилась внезапно, нарастает стеноз гортани, больного необходимо срочно доставить в больницу, где ему окажут специализированную помощь с применением введения глюкокортикостероидных гормонов, адреналина, антигистаминов в виде инъекций, оксигенотерапии. Реанимационные мероприятия включают в себя также введение кетамина, атропина, при показаниях - интубацию трахеи, ИВЛ, коникотомию.

Для ингаляций применяют эвкалиптовое и ментоловое масло. Хороший эффект дает орошение горла раствором 5% аскорбиновой кислоты.

При различных отравлениях лечение специфическое, при новообразованиях - хирургическое, при всех других этиологиях лечить необходимо основное заболевание.

Некоторые популярные народные средства:

  1. Половину стакана с теплым молоком долить таким же количеством минеральной воды “Боржоми”, добавить две чайные ложки меда. Пить раствор с температурой 36 градусов маленькими глотками в течение 20 минут.
  2. Гоголь-моголь: 2 желтка (в сырых яйцах могут быть сальмонеллы!) растереть с 1 ч.л. сахара, добавить 1 ч.л. сливочного масла. Принимать по четверти ложки между приемами пищи.
  3. 10 г аптечной ромашки залить стаканом кипятка, довести до кипения на паровой бане, остудить до температуры 60 градусов, делать ингаляции.

Меры профилактики

Голосовые связки нужно укреплять: отказаться от курения, дышать только носом. Если есть искривления носовой перегородки, их желательно оперативным методом устранить. При искривлении перегородки человек постоянно дышит ртом, это увеличивает вероятность заболеваний горла, гортани и связок. Горло закалять надо обязательно, но делать это грамотно. Пить холодные напитки нужно небольшими глотками и регулярно. Можно сосать кусочек льда. Следует всегда увлажнять воздух в квартире, не разговаривать в самолете во время полета, т.к. герметизированный воздух очень сухой.

Каковы прогнозы?

Если лечение не запаздывает и проведено правильно, то прогноз благоприятный. Представителям голосовых профессий необходимо и важно соблюдать голосовую гигиену, ходить на специальные занятия и тренинги с постановкой голоса, необходимо устранение травм связок, отказ от курения, увлажнение воздуха в помещениях. Следует пить нужное для увлажнения слизистой рта количество воды, должна лечиться и не запускаться простуда. Осиплость голоса - не рядовое обычное явление, лечить его надо всегда своевременно.

Здравствуй, дорогой друг!

Сегодня получила письмо от девушки, которая просит помочь решить очень сложную для нее проблему.
По словам 27-летней Анны, ее недавно назначили руководителем отдела. И кроме новых обязаностей и теперь она должна проводить еженедельные собрания для 20-ти человек, которые у нее в подчинении, что стало для девушки настоящей пыткой!

“Вообще-то я научилась довольно неплохо себя контролировать во время выступлений на публику - я стараюсь не выдавать свое волнение в жестах и мимике, но вот

мой голос меня постоянно подводит и выдает мой страх и неуверенность!

Когда я провожу собрание для своих сотрудников, для этих 20-ти пар глаз, которые пристально смотрят на меня и следят за каждым словом - удачным и не очень - мне кажется, что все они прекрасно слышат волнение, которое передает мой голос.

Подскажите, пожалуйста, как избавится от этого? Как сделать, чтобы голос не выдавал мое волнение во время публичных выступлений? ” - пишет Анна.

Если такие ситуации тебе тоже знакомы, когда голос начинает себя вести по-предательски во время важных выступлений или переговоров, у меня есть для тебя

5 прекрасных и простых способов, как быстро справится с волнением в голосе.

1. Глубокое диафрагмальное дыхание помогает снять лишнее напряжение и волнение, которое мы часто испытываем во время публичных выступлений.

Непосредственно перед выступлением сделай 20-ть глубоких и неспешащих вдохов-выдохов. При вдохе старайся наполнить воздухом все легкие - и верхнюю их часть и нижнюю.

Запомни главное правило - дыхание должно быть диафрагмальным (или брюшным). Ведь при поверхностном дыхании (а, как правило, когда мы волнуемся - воздух набираем только в верхний отдел легких), нам очень легко сбиться ритма во время речи, голос звучит высоко и невыиграшно, мы начинаем шумно набирать воздух, что окружающие расценивают, как излишнее волнение.

2. Зевай! Снять лишнее волнение помогают 20 вкусных-превкусных и широких во весь рот зевков! Зеваем 10 раз с закрытым, и 10 раз с открытым ртом! При этом не стесняемся выдавать звуки, которые хочется озвучить при “смачном зевке”! :)
Чем громче и вкуснее зевнешь - тем больше волнения со своего голоса уберешь! (Проверено на практике сотнями моих студентов!)

3. Волнуешься - перейди на тактильные ощущения! С волнением, которое выдает голос, помогут справится тактильные ощущения. Для этого можешь воспользоваться хитростью, которая помогала снять лишнее напряжение перед выступлением молодому и перспективному политику в фильме “Госпожа Горничная”.

Это - обычная скрепка. Она незаметна в руке, поэтому ее можно смело использовать при выступлении.
Инструкция по использованию: как только чувствуешь, что начинаешь сильно волноваться и твой голос наинает подводить тебя - возьми скрепку в руки, постарайся сконцентрироваться на ней, а именно: почувствуй, какие ощущения вызывает у тебя скрепка в руке, из какого материала она сделана, какая у нее поверхность, изгибы и т д. Таким образом, ты переключаешь свое внимание на другой обьект и перестанешь думать о том, как тебя воспринимают остальные и что они о тебе думают.

4. Голосовая разминка! Для того, чтобы голос не срывался и не дрожал во время выступления - сделай небольшую разминку. Громко и выразительно прочитай свой любимый стих или спой любимую песню до выступлений.

5. Улыбайся и буть дружелюбно настроеным.
Если ты боишься свою аудиторию - твой голос это боязательно выдаст, как бы ты не старался это скрыть.Поэтому до выступлений подумай, какие замечательные, добрые и приекрасные люди тебя ждут. И даже если это не совсем так, а может и совсем не так, подумай о том, что в каждом из нас ест как хороше, так и плохое.Сконцентрируйся на хорошем - это тебе поможет звучать спокойно и дружелюбно.

Пусть мои советы помогут звучать тебе всегда выиграшно и с этого момента пусть каждое твое публичное выступление приносит и тебе, и твоим слушателям глубокое удовольствие!

Желаю успехов и быть всегда на высоте!

PS Используя эти упражнения, ты будешь всегда звучать намного выиграшней многих своих друзей, коллег и знакомых!

Если же ты хочешь стать полноправным хозяином своего голоса и
благодаря этому достичь невероятных высот во многих сферах жизни - от личной жизни до карьеры - рекомендую пройти один из мох тренингов по развитию голоса:

В этих тренингах упражнения и другая практическая информация подобраны таким образом, чтобы раскрыть весь потенциал звучания твоего голоса всего за 3 недели!

Пройди тренинг и удивляй всех своим новым, сногсшибательным голосом!

Данную статью можно рассматривать как продолжение статьи «Откуда берется «безголосость», а можно и как совершенно самостоятельный материал. Она призвана ответить на вопрос, что делать, если вы считаете свой голос недостаточно хорошим для пения, как его улучшить на самом начальном этапе?

В случае недостаточного потенциала (силы) голоса работа ведется в двух направлениях: техническом - специальные упражнения, помогающие запустить данный природой механизм естественного дыхания и психологическом (избавление от зажимов и комплексов).

Такие упражнения широко практикуются в любой западной методике вокала, немало информации можно найти и на сайте.

Хочу добавить лишь важный практический совет: никогда не напевайте песни, пойте их в полный голос. Мурлыканье себе под нос, напевание закрепляет вредные вокальные привычки, особенно, если речь идет не о профессионале, а о начинающем вокалисте.

Тембр также несколько зависит от вокального стиля, ведь один и тот же человек, обучаясь академическому пению и современному, поет совершенно по-разному; а также немного и от языка, на котором поет исполнитель, так как разное произношение часто окрашивает голос по-разному. Так, при пении итальянского и англоязычного репертуара обязательно возникает разная окраска звука, в противном случае песня слушается довольно смешно.

Кроме того, многие дефекты тембра, такие как слишком носовой звук, воздушность, неплотность, неглубокость исправляются целевыми упражнениями. Я абсолютно согласна с вокальными педагогами, утверждающими, что тембр - это не диагноз, но при этом решительно против существующих школ по «клонированию» конкретного типа тембра.

Так, например, кому-то нравится Агилера, и вот «с конвейера» сходит с десяток Агилер, которые потом не могут определить свой вокальный путь и найти свое место под солнцем, так и работая всю свою карьеру двойником.

Можно воспользоваться примером звездного исполнителя для того, чтобы нагляднее понять, какие качественные характеристики присутствуют в его голосе и отсутствуют в вашем, и далее научиться их воспроизводить в собственном голосе. Но учиться петь «под копирку» нравящегося исполнителя не советуют все маститые вокальные тренеры.

Кроме того, не всегда даже в звездном голосе, а тем более в голосе вокального педагога присутствуют только хорошие характеристики, и потому нередко вокальные педагоги вместе с техникой передают своим ученикам и имеющиеся у них тембровые дефекты.

Как придать прочность и глубину голосу

У всех тембры разные, и каждый по-своему красив. Но есть одна тембровая характеристика, которая очень не нравится слушателю, говорим мы или поем. Это верещащий, писклявый голос, высокий и поверхностный. Такие голоса очень тяжело слушать, и они раздражают нас не только в пении, но и при разговоре.

Обычно причиной является ошибка размещения голоса в резонансной системе (головной, грудной). Обладатели таких голосов говорят, как правило, именно головным голосом, используя теменное резонирование. Они все время как бы смещают голос вверх. На самом деле это не только тяжело для слушателя, но и создает напряжение для самого говорящего, приводя к быстрой утомляемости голоса, частой охриплости, а иной раз и к серьезным проблемам с голосом.

Первое что надо сделать - это сместить голос в разговорный режим, на уровень рта, гортани и вокальной «маски». Поначалу этого можно добиться, подражая обладателям низких и глубоких голосов. Имитация постепенно сместит звук в нужный резонатор, и тогда надо прочувствовать его и закрепить ощущение.

Вторая причина - неправильное, очень поверхностное дыхание. Плохой контроль воздушного потока и, соответственно, голоса.

Для этого используются дыхательные упражнения: например, набрать воздух, выдыхать, считая мысленно до 10, затем продолжать выдох, произнося (пропевая) английский согласный ng , заканчивая счет на 11, 12. Если делать данное упражнение по 10 минут в день, то вы заметите, как существенно укрепится ваше дыхание и его контроль.

Хорошие результаты дают упражнения на резонирование: мычание и мычание с «жеванием» (на звуке М делать жевательные движения, прислушиваясь как звук смещается и «гуляет» по разным резонаторам). А также знаменитый vocal fry , который также помогает сделать голос более низким и глубоким, более «сочным». Vocal fry вообще универсален и используется во многих качествах и для достижения многих целей, без преувеличения можно сказать, что это настоящее сокровище.

Если вы не знаете, что такое vocal fry , послушайте этот фрагмент. Вот «скрипение», «трещание», «дребезжание» на низких и средних нотах и есть этот прием. В этой статье я не буду подробно на нем останавливаться, этому посвящена .

В качестве еще одного упражнения рекомендуется просто читать слова, хорошо скандируя слоги и пытаясь удержать голос именно в центральной части лица, «маске». Именно чтение и декламирование, а не пение, дает очень хорошие результаты в дальнейшем и в вокале. Можно взять четверостишие из любимого произведения (литературного или песенного) и скандировать его.

Как сделать дрожащий голос стабильным

Первой и основной причиной дрожащего голоса являются эмоции (волнение, стресс, стеснение, боязнь ошибиться). То есть причина в том, что нет контроля над голосом, отсюда возникает и боязнь сфальшивить, дать «петуха», потому голос и дрожит. Для улучшения контроля надо работать над дыханием.

Упражнения таковы:

1) Набрать воздух и, используя небольшое его количество, пропевать на удобной ноте короткие «а», с некоторым интервалом: «а»-пауза-«а»-пауза и т.д. (Прием стаккато)

2) Упражнение то же, но уже с более длинным «а», но все также с небольшим количеством воздуха. Не забываем, что голосообразование в вокале основано на экономном расходе воздуха и не сильном подсвязочном давлении. То есть для того, чтобы спеть хорошую, мощную ноту совершенно не надо набирать полные легкие воздуха и, тем более, толкать его. Здесь же следует и постепенно увеличить интенсивность (громкость) звука.

Ну и когда первые 2 упражнения начнут получаться, то, набирая воздух, петь длинную «а» пока он не закончится, естественно, не доводя себя до удушья. Об этом упражнении подробнее написано в статье «Вокал для взрослых. С чего начать?»

Интонация

Каждый может петь чисто кроме тех, у кого серьезные физические дефекты: глухота, проблема с голосовыми связками и т д.

Возникающие проблемы с чистым интонированием, встречаются 2-х типов:

1) ошибки слухового восприятия, то есть ошибочный сигнал, который посылают рецепторы уха мозгу и мозг - голосу.

2) механическая фальшь: легкое недотягивание или занижение звука или, напротив, легкое завышение (речь идет о минимальном интервале, лежащем между полутоном и тоном), которое зависит от ошибок в постановке, в дыхании.

Что касается дыхательной техники, то об этом написано немало и, опять же, повторяться я не буду.

В качестве других рекомендаций советую всегда работать над репертуаром, записывая себя на диктофон, а потом каждый раз прослушивать запись. Также важно и прослушивать отдельно базу: аккомпанемент, гармонию, что также тренирует ухо, поскольку наш слух тренируется не только активно, но и пассивно, то есть и без воспроизведения звука голосом.

Также рекомендую купить простенькие клавиши, синтезатор (четырех октав вполне достаточно), в качестве стандарта, своего рода эталона для сравнения. Нажимать клавиши и повторять ноты. Визуальный ряд очень помогает, так как, смотря на инструмент и повторяя звук, вы формируете и зрительное представление, где что находится по высоте.

Очень хорошие результаты дают упражнения по методике Кирюшина (найдите, в Интернете информация об этом есть). Делать их надо регулярно, занимаясь дома самостоятельно.

Вот такие действия помогут подготовить голос к вокальным задачам. Однако, повторяю, возможно и не стоит тратить на них время, если ваш голос достаточно хорош, просто часто мы не можем объективно оценить свои умения и возможности, свои качества самостоятельно. Так что лучше, все же, обратиться к специалисту хотя бы один раз, чтобы он (она) прослушав вас, подсказали бы, какие качества голоса требуют исправления, а какие – нет.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник