Не ярко выраженное недоразвитие речи. Что такое общее недоразвитие речи. Лечение общего недоразвития речи

«Назови как можно больше признаков» Цель: согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.

Логопед предлагает детям посмотреть на каждую птицу. Просит назвать как можно больше характерных для каждой птицы признаков, учитывая ее форму, величи­ну, цвет.

Лексический материал:

Перелетные птицы: журавль, скворец, ласточка.

«Помоги мне рассказать»

Цель: учить правильно подбирать нужные по смыслу приставки под-, при-, пере-.

Оборудование: не требуется.

Логопед предлагает детям внимательно прослушать рассказ. Просит по­мочь подобрать нужные по смыслу приставки.

«Наступила весна. Пригрело солнышко. Стали возвращаться домой из теплых стран птицы.

Первым на дачу (при)…летел скворец. Он (под)…летел в своему скворечнику. Сел на жердочку. И запел радостную весеннюю песенку. Потом вдруг кого-то испугался, взле­тел, (пере)…летел через скворечник и (у)…летел куда-то вдаль. Мы стояли расстроенные и огорченные. На следующее утро мы снова увидели скворца, сидящего на скворечнике и распевающего радостную весеннюю песню. Вся семья была рада весеннему гостю!»

«Ласковая девочка»

Цель: образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -чк-.

Оборудование: не требуется.

Логопед рассказывает детям небольшую сказку: «Давным-давно, в одной деревне жили две девочки. Одна была очень злой - путнику воды не подаст, слова ласкового не скажет. А вторая девочка была доброй. Она всех на свете любила, словом ласковым привечала. Встретит заплутавшего путника, потерявшуюся зверюшку - всех накормит, напоит и словом ласковым одарит».

Логопед предлагает детям подумать и сказать, как бы назвала залетевших к ней птиц добрая девочка.

Лексический материал:

  • Скворец- … (скворушка).
  • Соловей - … (соловушка).
  • Кукушка - … (кукушечка).
  • Журавль - … (журавушка).

«Какая это птица!»

Цель: согласование имен существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Оснащение: предметные картинки с изображением птиц.

Логопед кладет перед детьми картинку, изображающую ту птицу, о которой собирается рассказать. Читает краткий рассказ о внешнем виде птицы.

Начните игру с описания внешнего вида двух контрастных по внешнему виду птиц (трясо­гузка и журавль).

Кладет перед детьми по картинке с изображением птиц.

Предлагает им хлопать в ладоши, когда они услышит слово, подходящее описанию той птицы, картинка с изображением которой лежит перед ними.

Например:

Длинные, как ходули, ноги (журавль), серебристо-серое оперенье (журавль), ослепи­тельно белое оперенье (лебедь)…

У соловья волшебное пение, да скромное оперенье. Снизу оперенье светло-серое, а спинка - более темная. Грудка и горлышко - белые, а хвост красновато-бурый. Ни од­ного яркого пятнышка в опереньи!

Довольно крупная и красивая птица. У нее блестящее черное оперенье с красивыми пестринами. Скворец может подражать пению других птиц. Клюв длинный.

Прекрасная, гордая птица. Оперенье ослепительно белое. Клюв красный, на лапах - перепонки, чтобы было легче плавать. Плещут крыльями, промывают каждое перышко и кожу под ними. Клювом отжимают перья.

Длинные ноги, как ходули, длинный клюв. Оперенье серебристо-серое, на голове тем­ная шапочка, украшенная красным пятнышком.

Осенью готовятся к отлету в жаркие страны. Журавли курлычут.

Окраска селезня - яркая, нарядная: шея сине-зеленая. Утиная семья ныряет, плавает, поднимает брызги. Смазывают перышки жиром. Смазанное жиром перо надувается воз­духом и помогает летать и плавать. С грязными перьями птица не может плавать и летать.

«Один - много»

Цель: образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: предметные картинки.

Логопед предлагает детям поиграть: будет показывать картинки с изображением птиц, а детям предлагает называть из так, если бы этих птиц было много.

Например: утка - утки.

Лексический материал

  • Соловей … (соловьи);
  • журавль … (журавли);
  • клест … (клесты);
  • свиристель … (свиристели).

«Чье перо!»

Цель: образовывать притяжательные прилагательные от имен сущест­вительных.

Оборудование: не требуется.

Логопед просит детей ответить, чье это перо. Рифмовка:

Я начну, а ты скажи,
Мне словечко подскажи.

  • Перо утки. Чье? - … (утиное) перо.
  • Перо журавля. Чье? - … (журавлиное) перо.
  • Перо лебедя. Чье? - … (лебединое) перо.
  • Перо гуся. Чье? - … (гусиное) перо.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ДЕФЕКТАХ РЕЧИ

Этапы развития речи

2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а» , «ы» , «у» , иногда в сочетании с «г» );

7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба» );

9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;

11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа» , «мама» , «баба» , «дядя» );

2-3 года: появляются первые предложения;

Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.

· Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился». Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.

· Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!! Представьте себе, что речь ребенка - это глина: пока она сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным!

Признаки нарушений речи

· к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;

· к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;

· к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;

· к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;

· к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;

· к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;

· к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);

· к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;

· к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;

· к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;

· к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

· в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

· в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;

Виды дефектов речи

V Дислалия – это самое распространенное нарушение.
Особенности : хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.

V Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.
Особенности : «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.

V Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата («волчья пасть, заячья губа»)
Особенности : голос приобретает «носовое звучание».

V Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.
Особенности : вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а»,«и») .

Профилактика заикания

  • речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
  • нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
  • не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;
  • избегайте психических и физических травм (особенно головы);
  • не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;
  • не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;
  • не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;
  • не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;

V Общее недоразвитие речи (ОНР) - характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

1-ый уровень ОНР - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности :

  • словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля» , «биби» ;
  • при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка);
  • часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;
  • такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
  • многие звуки не произносятся;
  • сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);

2-й уровень ОНР
Особенности :

  • достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
  • используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);
  • нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);
  • в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);

3-й уровень ОНР

Особенности :

  • неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «лежит тапка» (лежит тапок); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);
  • упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
  • словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
  • неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
  • слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);
  • звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р» , «л» ;
  • нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);

НВ ОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи)

Особенности :

· обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка

· как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков («р-рь-л-ль», «щ-ч-ш», «ть-ц-с-сь»)

· ошибки при употреблении: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательных, образованных от существительных, прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов, притяжательных прилагательных ВОЛЧИЙ -«ВОЛКИН» ; ЛИСИЙ -«ЛИСОВЫЙ»;

· ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов ( «В ЗООПАРКЕ КОРМИЛИ ЛИСОВ, СОБАКОВ» ); в использовании некоторых предлогов (ВЫГЛЯНУЛ ИЗ-ЗА ДВЕРИ- «ВЫГЛЯНУЛ И ДВЕРИ» , УПАЛ СО СТОЛА -«УПАЛ ИЗ СТОЛА», «МЯЧ ЛЕЖИТ ОКОЛО СТОЛА И СТУЛА» ВМЕСТО МЕЖДУ СТОЛОМ И СТУЛОМ;

· особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными: пропуски союзов ( « МАМА ПРЕДУПРЕДИЛА, Я НЕ ХОДИЛ ДАЛЕКО» - ЧТОБЫ НЕ ХОДИЛ ДАЛЕКО); замена союзов («Я ПОБЕЖАЛ, КУДА СИДЕЛ ЩЕНОК»- ГДЕ СИДЕЛ ЩЕНОК); инверсия («НАКОНЕЦ, ВСЕ УВИДЕЛИ ДОЛГО ИСКАЛИ КОТОРОГО КОТЁНКА»- УВИДЕЛИ КОТЁНКА, КОТОРОГО ДОЛГО ИСКАЛИ);

Причины нарушений речи

  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
  • перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
  • частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
  • наследственные факторы;
  • снижение слуха;
  • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
  • сосание пальца;

В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два «золотых нельзя»:

V Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».
Нужно : Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.

V Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопроизношениями.
Например: ребенка спрашивают: «Кто это?» - показывая на собаку, а он отвечает «гав-гав».
Нужно : Если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой:
не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово → попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете → и только потом объясните «как звучит» или «как говорит»;

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы.

Например, мягкий звук с, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба). ц («сяпля» вместоцапля), ч («сяйник» вместо чайник), щ («сетка» вместо щетка); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика. - «Дети сипили новика»). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

(Волкова)

Нерезко выраженное общее недоразвитее речи. В эту группу входят дети с нерезко выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. В их речи встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Преобладают элизии, причём в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях – пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще – перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент – персеверации и добавления слогов и звуков.

Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечёткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Незаконченность формирования звукослоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем ещё не закончившегося до конца процесса фонемообразования. Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера обнаружены у этих детей и отдельные нарушения смысловой стороны речи. Так, при достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц, растений, людей разных профессий, частей тела. При ответах смешиваются родовые и видовые понятия .

При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации, в смешении признаков. Имея определённый запас слов, обозначающих разные профессии, дети испытывают большие трудности при дифференцированном обозначения для лиц мужского и женского рода: одни дети называют их одинаково, другие предлагают свою форму словообразования, не свойственную русскому языку. Образование слов с помощью увеличительных суффиксов также вызывает значительные затруднения.

Стойкими остаются ошибки при употреблении:

– уменьшительно-ласкательных существительных;

– существительных с суффиксами единичности;

– прилагательных, образованных от существительных с различными значениями соотнесённости (пухной – пуховый; клюковый – клюквенный; сосный - сосновый);

– прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов (хвастовый – хвастливый; улыбкиный – улыбчивый);

–притяжательных прилагательных (волкин – волчий, лисовый - лисий).

Значительное количество ошибок падает на образование существительных с суффиксами эмоциональной оценки, единичности, деятеля. Обнаруживаются стойкие трудности в образовании отыменных прилагательных (со значениями соотнесённости с продуктами питания, материалами), отглагольных, относительных прилагательных (-чив-, -лив-), а также сложных слов.

Дети с чётвёртым уровнем речевого развития достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывающих на размер предмета (большой – маленький), пространственную противоположность (далеко – близко), оценочную характеристику (плохой – хороший). Трудности проявляются в выражении антонимических отношений следующих слов: бег – хождение, бежать, ходить, не бег; жадность – не жадность, вежливость – злой, доброта – невежливость.

Правильность называния антонимов во многом зависит от степени абстрактности предложенных пар слов. Так, совсем недоступным является задание на подбор противоположных по значению слов: молодость, свет, румяное лицо, передняя дверь, разные игрушки. В ответах детей чаще встречаются исходные слова с частицей не (нерумяное лицо, немолодость, несвет, неразные), в отдельных случаях называются варианты, не свойственные русскому языку. Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проступает у этих детей в понимании и употреблении слов, фраз, пословиц с переносным значением. Например: румяный, как яблоко трактуется ребёнком как много съел яблок; столкнулись нос к носу – ударились носами; горячее сердце – обжечься можно;

Анализ особенностей грамматического оформления речи детей позволяет выявить ошибки в употреблении существительных родительного винительного падежей множественного числа, сложных предлогов. Кроме того, в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся существительные мужского и женского рода (я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручной), единственного и множественного числа (я раскладываю книги на большом, столах и маленьким стулах вместо я раскладываю книги на больших столах и маленьких стульях), сохраняются нарушения в согласовании числительных с существительными (собачка увидела две кошки и побежала за двумями кошками).

При четвёртом уровне отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными. Особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными:

– пропуски союзов;

– замена союзов;

– инверсия (наконец все увидели долго искали которого котёнка – увидели котёнка, которого долго искали).

Следующей отличительной особенностью детей четвёртого уровня является своеобразие их связной речи:

– в беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картинке, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;

– рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказа на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями;

– остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств .

Общее недоразвитие речи у детей – нарушение смысловой и звуковой (или фонетической) стороны речевой системы. Нередко оно наблюдается при таких патологиях, как алалия (в каждом случае), дизартрии и ринолаллии (иногда). При нарушениях интеллекта, слуха, задержке речевого развития детей, имеющих сниженный слух, олигофрении ОНР может выступать в качестве вторичного дефекта. Это очень важно принимать во внимание!

Как проявляется ОНР

В основном общее недоразвитие речи проявляется однообразно. Симптомы следующие:

Позднее начало речи: ребенок говорит первые слова в 3-4, а то и в 5 лет;
- речь недостаточно фонетически оформлена и аграмматична;
- ребенок понимает, что ему говорят, но не может правильно высказать собственные мысли;
- речь у детей с ОНР практически непонятна окружающим.

Кроме того, логопеды знают еще несколько симптомов проявления ОНР. Поэтому постарайтесь посещать его своевременно, чтобы как можно раньше выявить данное заболевание и скорректировать речь ребенка.

Причины ОНР

Следует сказать, что звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй и лексика детей с ОНР нарушены сильно. Причиной заболевания могут быть:

Токсикоз, интоксикации, инфекции у матери во время беременности;
- патология натального периода;
- травмы мозга и заболевания ЦНС в первые годы жизни;
- неблагоприятные условия обучения и воспитания;
- психическая депривация (отсутствие или лишь ограничение возможности удовлетворения жизненных потребностей);
- поражение мозга ребенка, возникшее во время беременности, родов, первого года жизни.
- некоторые другие факторы.

Выражено недоразвитие речи у детей может быть по-разному.

В зависимости от степени несформированности речи различают 4 степени ее недоразвития.

Первая степень

Дети данного уровня не разговаривают. Свои мысли и желания они выражают с помощью мимики, жестов, лепетных слов, разные предметы могут обозначать одним и тем же лепетным словом (например, «биби» - это у них , и пароход, и машина). Для них характерно использование однословных предложений, неправильное составление их конструкций, непостоянство в произношении звуков, сокращение сложных слов до 2-3 слоговых (например, слово «кровать» они могут говорить как «ават»). От детей с умственной отсталостью, которые имеют то же состояние речи, дети с ОНР первой степени отличаются тем, что имеют пассивный словарь, значительно превышающий активный. Как правило, у детей-олигофренов подобной разницы не наблюдается.

Вторая степень

К особенностям детей с ОНР второй степени относится то, что, помимо говорения лепетных слов и показывания жестов, они умеют пользоваться общеупотребительными словами. Однако речь ребенка по-прежнему бедна. Рассказ по картинкам строится примитивно, хотя и лучше, чем у детей с ОНР 1 степени. Ребенок практически не употребляет и не понимает те слова, которыми редко пользуется в быту. Не различает падеж, форму чисел и род. При произнесении слов допускает много ошибок, практически не употребляет частиц и союзов.

Третья степень

Данный уровень характерен появлением развернутой фразовой речи, хотя и не совсем правильной. Дети с общим недоразвитием речи третьей степени разговаривают с окружающими только в присутствии тех , которые могут дать соответствующие пояснения, «расшифровать» их слова. Свободное же общение затруднено. Дети с ОНР данного уровня пытаются избегать трудных для них выражений и слов, испытывают большие трудности при составлении правильных предложений, допускают ошибки при построении сложносочиненных предложений и словообразований. Могут составлять предложения по картинке.

Четвертая степень

У детей имеются лишь небольшие недостатки дифференциации звуков ([Р - Р"]). Они не способны удержать в памяти фонематический образ, а потому нередко переставляют звуки и слоги в словах, в каждом повторяют определенный слог, сокращают гласные при стечении. В некоторых случаях могут опускать слоги и добавлять звуки. Имеют небольшие сложности в речевом контакте и спонтанном проговаривании.

Общее недоразвитие речи любой степени корректируется. Поэтому очень важно своевременно обращаться к логопеду и читать различную педагогическую и психологическую литературу, в которой широко освящен вопрос образования словарного запаса и развития детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи 4 уровня – это незначительная, остаточная несформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов. Все пробелы в развитии языковых компонентов выражены в нерезкой форме: страдает правильное воспроизведение слогового образа сложных слов, артикуляция звуков, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, связная речь. Выявить данную степень ОНР можно лишь в процессе углубленного логопедического обследования. Задачи коррекционного обучения включают совершенствование всех сторон речи с целью подготовки ребенка к успешному обучению в школе.

МКБ-10

F80.1 F80.2

Общие сведения

ОНР 4 уровня – относительно легкая степень языковой недостаточности. Четвертый уровень был подробно охарактеризован в 2001 г. профессором, д.п.н., логопедом-дефектологом Т.Б. Филичевой в дополнение к ранее описанным трем уровням речевого развития. Выделение этой категории ОНР обусловлено многолетними наблюдениями автора за детьми с нарушениями речи , имеющими недостаточную готовность к усвоению программы по чтению и письму. На момент поступления в школу у них остаются пробелы в формировании всех средств языка, что требует дополнительной логопедической коррекции. 4-ый уровень ОНР обычно диагностируется у детей 5,5-6 лет.

Причины

Нерезко выраженные, остаточные признаки речевой недостаточности возникают как вследствие органических (биологических), так и социально-педагогических (средовых) причин. Эти факторы могут воздействовать изолированно или в совокупности друг с другом. Биологические предпосылки включают особенности развития ЦНС и речевых органов, наследственность, состояния общего здоровья; социально-педагогические – речевое окружение, воспитание в семье.

  • Органические факторы . В перинатальном анамнезе детей с 4-м уровнем речевого развития имеют место нарушения ЦНС, вызванные гестозами , фетоплацентарной недостаточностью , внутриутробными инфекциями и интоксикациями, осложнениями родов . В раннем детстве нередко возникают нейроинфекции , черепно-мозговые травмы . О нарушении речевого развития может сигнализировать позднее появление доречевых реакций (гуления, лепета), первых слов и фразовой речи. Такие дети могут иметь различные «речевые диагнозы»: ЗРР , стертая дизартрия , открытая ринолалия , заикание .
  • Средовые факторы . Речевое недоразвитие отмечается у детей, растущих в условиях эмоциональной отверженности и социальной депривации. Недостаток общения, госпитализм , билингвизм, педагогическая запущенность обусловливают отставание в развитии всех компонентов речи. В некоторых случаях (например, при двуязычии) у ребенка может первично диагностироваться ОНР 4 уровня, поскольку в таких условиях нарушается нормативное усвоение системы родного языка. Однако чаще 4-ый уровень является следствием перехода с более низкого, 3-го уровня языкового развития в результате логопедических занятий по коррекции ОНР .

Патогенез

Для нормального становления речи ребенка необходимы следующие условия: отсутствие патологии ЦНС, органов слуха и речи; нахождение среди говорящих людей; сформированность механизма подражания. Вначале ребенок слышит и научается понимать речь окружающих, затем, по мере достижения речевыми центрами определенного уровня зрелости, на основе подражания он начинает повторять слова вслед за взрослыми. Постепенно, в результате многократных тренировок речевые навыки улучшаются, и ребенок овладевает речью. К 5 годам полностью усваивается фонетическая, а к 6 годам - лексико-грамматическая база речи.

При нарушении одного или нескольких условий нормальный речевой онтогенез протекает с теми или иными (темповыми, количественными, качественными) отклонениями в формировании лексики и грамматики, звукоразличения и звуковоспроизведения, связного высказывания. При тяжелых повреждениях головного мозга, невозможности или низкой степени самостоятельной речевой продукции возникает ОНР 1 или ОНР 2 уровня. Если неблагоприятное влияние биологических и социальных причин выражено незначительно или уже компенсировано предшествующей логопедической коррекцией, то и признаки общего недоразвития речи также проявляются в негрубой форме. В этом случае говорят об ОНР 3 или 4 уровня.

Симптомы ОНР 4 уровня

В целом устная речь близка к норме, отклонения в сформированности языковых компонентов незначительные. На первый план может выходить смазанность, невыразительность речи, обусловленные нечеткой артикуляцией или иннервационной недостаточностью. При более детальном и тщательном обследовании выявляются остаточные признаки общего речевого неблагополучия. Так, при звукопроизношении чаще всего страдает дифференциация вибрантов, шипящих, аффрикат (Р-Р", Ч-Щ, Ш-Щ, Ц-С). Отсутствие и грубое искажение фонем нехарактерно. Нарушения слоговой последовательности касаются слов со сложной звуконаполняемостью: могут наблюдаться пропуски, повторы, перестановки, сокращения звуков и слогов. Все это свидетельствует о фонетико-фонематическом недоразвитии .

Признаками несовершенства лексических средств языка служат неточно понимание значения малознакомых слов, не входящих в обиходный словарь («кактус», «пограничник», «ступня»), смешение некоторых понятий («высокий» - «длинный», «овальный» - «круглый», «нарисовать» - «раскрасить»). Дети неправильно трактуют пословицы и фразеологизмы, подбирают синонимы и антонимы. Остаются ошибки в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных или увеличительных суффиксов, притяжательных и относительных прилагательных, приставочных глаголов и др.

В грамматическом плане обнаруживаются нарушения согласования существительных с числительными и прилагательными, неправильное образование множественного числа, неточное употребление сложных предлогов. Лексико-грамматические ошибки непостоянны: если ребенку предложить выбрать между верным и неверным ответом, то выбор делается в пользу правильного варианта. При рассказе и пересказе текста дети с ОНР 4 уровня обычно нарушают последовательность повествования, затрудняются в выделении главного и второстепенного в сюжете, несколько раз повторяют отдельные эпизоды.

Осложнения

Основная опасность ОНР любой степени, даже легкой – это сложности в овладении ребенком чтением и письмом. Следствием этого становятся специфические расстройства школьных навыков: нарушения письма (дисграфия , дизорфография) и чтения (дислексия), учебная неуспеваемость по родному языку. Своеобразию речевого развития часто сопутствует дефицит внимания, нарушение памяти , снижение познавательной активности. Если педагоги не понимают истинных причин неуспеваемости, на ребенке ставится печать «двоечника», «второгодника», «неудачника». Речевые проблемы тормозят интеллектуальное развитие детей, вносят дисгармонию в психическую сферу, формируют невротические черты личности, речевой негативизм, поэтому требуют своевременного решения.

Диагностика

Схема обследования ребенка с ОНР 4 уровня в целом не отличается от таковой при других уровнях недоразвития речи. С учетом возраста ребенка и его речевых возможностей может различаться предъявляемый материал (по объему, тематике, сложности). Программа логопедической диагностики складывается из анализа анамнестических данных, результатов обследования устной (у дошкольников) и письменной (у школьников) речи. При сборе сведений учитываются условия течения беременности и родов у матери, раннее развитие ребенка, заключения педиатра , детского психолога и детского невролога, специалиста-логопеда (при ранее проводимой коррекции). В речевой карте ребенка с ОНР должны быть отражены данные обследования следующих компонентов:

  • Владение связной речью . Проверяется способность ребенка к пересказу, составлению рассказа на заданную тему, по картинке или серии иллюстраций. Оценивается умение планировать высказывание, пользоваться разными типами предложений, точно передавать сюжет, давать развернутые ответы на вопросы.
  • Лексический запас . Предъявляются задания на обобщение, категоризацию предметов по признаку, подбор слов-антонимов и синонимов, объяснение переносного значения слова или фразы. Для выявления лексических пробелов рекомендуется использовать материал, редко употребляемый в речевой практике.
  • Сформированность грамматических навыков . Изучается понимание предлогов, умение изменять слова по числам и падежам, образовывать слова суффиксальным и приставочным способом, согласовывать существительные с прилагательными и числительными.
  • Состояние фонетических и фонематических функций . Для анализа этой стороны речи проводится обследование артикуляционной моторики, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического слуха. Важнейший этап - оценка навыков звукового анализа и синтеза как основы успешного освоения грамоты.

Коррекция ОНР 4 уровня

Главной целью коррекционной работы является устранение пробелов в формировании языковых функций и подготовка ребенка к школьному обучению. Дети с четвертым уровнем речевого развития с 6 лет поступают в логопедическую работу, где с ними проводятся систематические логопедические занятия по следующим направлениям:

  • Совершенствование произносительных навыков и фонематических процессов. Первоочередной задачей является развитие слуховых дифференцировок фонем и их произношения с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Отрабатывается правильное воспроизведение многосложных слов и слов со стечением согласных. Ведется работа над звуко-буквенным анализом. В качестве вспомогательных методов используется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж .
  • Расширение словарного запаса . Подразумевает не только наращивание бытового словаря, но и уточнение значений новых слов. Параллельно ведется обучение словообразованию с помощью суффиксов и приставок, подбору синонимов, омонимов, антонимов, родственных слов. Ребенку разъясняют переносное значение слов и оборотов речи.
  • Формирование грамматического строя языка . Закрепляются навыки изменения слов по падежам, числам и родам. С помощью правильного интонирования дети учатся различать повествовательные и вопросительные предложения. Отрабатываются умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Изучаются предлоги, передающие пространственные и временные отношения.
  • Обучение связной речи . Детей обучают строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и использовать их в устной речи. При работе над связным рассказыванием предъявляются требования к раскрытию темы, соблюдению последовательности повествования, использованию прямой речи и выразительных средств. Навыки закрепляются в различных коммуникативных ситуациях.
  • Овладение элементами чтения и письма . С целью закрепления приобретенных речевых умений детей с ОНР 4 уровня начинают обучать основам грамоты. Осуществляется подготовка руки к письму. Детей знакомят с буквами алфавита, учат складывать слова из букв разрезной азбуки. Проводится анализ предложений с использованием графических схем.

Прогноз и профилактика

Речевой прогноз при ОНР 4 уровня благоприятный. После завершения курса коррекционного обучения дети догоняют сверстников, идут в массовую школу и успешно усваивают программу по родной речи. Во избежание учебных трудностей в начальных классах такие ученики должны находиться на учете у школьного логопеда. Игнорирование речевых проблем чревато нарушениями письменной речи. Профилактическая работа заключается в создании условий для благоприятного физического и психического развития ребенка. Залогом успешной коррекции речевых проблем является их раннее выявление и немедленное начало логотерапии.